- Маламуд (Malamud), Бернард
- (26.IV. 1914, Бруклин, Нью-Йорк - 18.III.1986, Нью-Йорк)прозаик.Выходец из мелкобуржуазной среды, получил образование в Городском колледже Нью-Йорка и в Колумбийском университете. Дебютировал в довольно зрелом возрасте романом «Самородок» (The Natural, 1952), в центре которого образ профессионального бейсболиста. Пик популярности Маламуда пришелся на конец 50-х и 60-е гг., когда писатель избирается членом Американской академии искусств и литературы и Американской академии искусств и наук, получает ряд литературных премий.Во многих произведениях Маламуда заметна перекличка с традицией русской реалистической прозы рубежа XIX–XX вв. (А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн), а также с творчеством Шолом-Алейхема, с еврейской литературной традицией. В романе «Помощник» (The Assistant, 1957), в ряде рассказов из сборников «Волшебный бочонок» (The Magic Barrel, 1958, Нац. кн. пр.) и «Дорогу идиотам» (Idiots First, 1963) речь идет о задавленных беспросветной нуждой маленьких людях огромного капиталистического города. Разоблачительный социальный пафос подчинен здесь идее нравственного очищения и возвышения человека (мелкий гангстер Френк Альпине в «Помощнике»). Та же тема «просветления» символически воплощена в названии романа «Новая жизнь» (A New Life, 1961), навеянном опытом преподавательской работы Маламуда в штате Орегон и отмеченном антимаккартистской тенденцией. Вершина «взыскующей света» прозы Маламуда - роман «Мастеровой» (The Fixer, 1966, Пулитц. и Нац. кн. пр.), написанный на материале «дела Бейлиса» в предреволюционной России. В стилистике «Мастерового», где историческая конкретика преображалась в философскую притчу, и в еще большей степени в романе «Картинки Фидельмана» (Pictures ofFidelman, 1969) и новеллах сборника «Шляпа Рембрандта» (Rembrandt's Hat, 1973) чувствовалось увлечение условными, метафорическими приемами письма, подчас нарушавшими систему реалистических мотивировок художественного образа. В романе «Жильцы» (The Tenants, 1971), не отказываясь от символики, писатель откликнулся на проблему отчуждения личности в контексте расовых взаимоотношений, обострившихся в период подъема негритянского движения.Роман «Разные жизни Дьюбина» (Dubin's Lives, 1979) повествовал о внутреннем мире немолодого литератора, о его раздумьях над острыми проблемами современности. Одна из них - необходимость борьбы против угрозы ядерного уничтожения - легла в основу последнего крупного произведения Маламуда, фантастической притчи «Божья благодать» (God's Grace, 1982), о судьбе современного Ноя, уцелевшего после атомной войны.Лучшие рассказы Маламуда представлены в изданном на русском языке сборнике «Туфли для служанки» (1967).А. Мулярчик
Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. Бычков М.Н.. 1990.